Модель управленческой команды МКОУ « Кировская СОШ»
Назначение управленческой команды МКОУ» Кировская СОШ» - системные обновления в образовательной среде школы для повышения качества образовательной деятельности.
Управленческая команда - объединение специалистов, имеющих высокий уровень взаимосвязи, ярко выраженное стремление к достижению общей цели при максимальной самореализации и возможности индивидуального роста.
Выработка управленческого решения – центральное звено управленческого цикла.
Матрица ролей управленческой команды
Долгосрочная
Результативность Е
Результативность
в долгосрочной перспективе I
Эффективность в
долгосрочной перспективе
Эффективность
Р
Результативность
в краткосрочной перспективе А
Эффективность в
краткосрочной перспективе
Краткосрочная
Деятель (Producing):
- Нацелен на достижение результатов. Ставит реальные задачи и добивается их выполнения.
- Предпочитает действовать, а не говорить.
- Проявляет настойчивость и упорство. В трудных условиях стремится сделать невозможное.
- Не выносит совещаний, раздражается, когда они затягиваются
- Неохотно обсуждает долгосрочные цели и планы.
- Предпочитает конкретные задачи
Роль Р обеспечивает результативность в краткосрочной перспективе.
Организация результативна в краткосрочной перспективе, если она удовлетворяет потребности, ради которых она существует.
Администратор (Administrating):
- Вырабатывает регламенты выполнения работ, и добивается их соблюдения.
- Устанавливает показатели, формы отчетности и добивается их предоставления исполнителями.
- Предпочитает опираться на факты и количественные данные при принятии решений.
- Имеет аналитический склад ума, структурирует задачу, выявляет связи между явлениями, «смотрит в корень» проблем.
- Наиболее выраженными личными качествами являются собранность, организованность, методичность.
Роль А обеспечивает эффективность в краткосрочной перспективе.
Качество организации в краткосрочной перспективе обеспечивается организацией процессов, умением управлять издержками.
Предприниматель (Enterprenuring):
- Является генератором идей
- Обладает видением перспективы, охотно говорит о долгосрочных целях и планах
- Готов идти на риск, брать на себя обязательства, связанные с реализацией идей
- Выступает инициатором изменений, не терпит застоя
- Притягивает к себе людей, как яркая, творческая личность
Роль Е обеспечивает результативность в долгосрочной перспективе.
Успех организации в долгосрочной перспективе зависит от ее умения «видеть сквозь туман» и своевременно проводить необходимые изменения.
Интегратор (Integrating):
- Вдохновляет и мобилизует людей на достижение целей организации.
- Стремится к общему согласию в принятии решений.
- Создает команду, способную работать без его участия.
- Отзывчив, чуток к потребностям людей.
- В общении с людьми сдержан, не выплескивает на них негативные эмоции.
Роль I обеспечивает эффективность в долгосрочной перспективе.
Долгосрочная устойчивость организации обеспечивается общей системой ценностей и норм поведения.
№ п/п Список членов управленческой команды Роль в управленческой команде
1 Бурлакова Н.Д. Директор школы «Интегратор»
2 Жаркова Н.А. Заместитель директора по УР «Администратор»
3 Музраева Н.Л. Заместитель директора по ВР «Предприниматель»
4 Музраева Н.Л.
Серова Т.Н. Социальный педагог
Учитель истории «Деятель»
МКОУ « Кировская СОШ» достигнет своих целей - повышение качества образовательной деятельности, так как:
- (Р) нацелена на результат – удовлетворение потребностей всех участников образовательных отношений,
- (А) контролирует свои процессы и ресурсы,
- (Е) гибко реагирует на изменения,
- (I) является органичной системой, все части которой работают как одно целое
Система организационно-управленческой компетентности
Уровень организационноуправленческих компетенций и компетентностей Организационно-управленческая компетентность (знание, умение, владение, бытие)
Организационно-управленческие компетенции (знание, умение, владение) Профессионально важные качества менеджера образования (бытие)
Знания (знание) Умения (умение) Обобщѐнные способы организационноуправленческих действий (владение)
Базовая часть 70% (социально-профессиональная мобильность)
Ключевые (универсальные) + + + +
Базовые (обще-профессиональные) + + + +
Вариативная часть 30% (конкурентоспособность)
Специальные (профессионально-специальные) + + + +
Корпоративные (профессионально-специализированные + + + +
Базовые (общепрофессиональные) организационноуправленческие компетенции - это способность (знание, умение, владение) выполнять целеполагание, принятие решения и планирование; организацию и исполнение; мотивацию и контроль в соответствии с предоставленными полномочиями. Подвидами (разновидностями) общепрофессиональных организационно-управленческих компетенций являются:
- общепрофессиональная компетенция целеполагания, принятия решения и планирования;
- общепрофессиональная компетенция организации и исполнения;
- общепрофессиональная компетенция мотивации;
- общепрофессиональная компетенция контроля.
Вариативная (профессионально-специальная) организационно управленческая компетентность - это способность (знание, умение, владение) и готовность (бытие) эффективно выполнять деятельность по организации управления в сфере образования.
Профессионально - специальная организационно - управленческая компетентность включает совокупность проявленных в деятельности компетенций целеполагания, принятия решения и планирования; организации и исполнения; мотивации и контроля.
Профессионально-специальная организационно-управленческая компетенция - это способность (знание, умение, владение) выполнения деятельности целеполагания, принятия решения и планирования; организации и исполнения; мотивации и контроля.
Состав ключевых компетенций членов команды
- Системное мышление, системный подход к решению проблем. Ясное понимание общих целей.
- Эффективность в принятии решений, отнесенных к компетенции.
- Ориентация на результат, на достижения.
- Аналитические способности.
- Креативность (инновационные способности).
- Гибкость, способность быстро и адекватно реагировать.
- Открытость и лояльность к критике.
- Способность к обучению.
- Организаторские способности.
- Делегирование полномочий.
- Умение управлять временем.
- Умение управлять проектами.
- Умение работать в команде.
- Влияние, умение убеждать, отстаивать мнение.
- Умение слушать других, принимать обратную связь.
- Способность ретранслировать знания и навыки.
Инструменты формирования команды:
1. Регулярные встречи членов команды (еженедельно)
- проведение анализа выполненного в течение недели,
- коррекция плана на следующую неделю,
- ведение дневника (протокола) встречи команды.
2. Создание группы в социальных сетях Телеграмм, в Контакте.
3. Учреждение руководящего органа управления
- издание приказа о создании коллегиального органа управления,
- утверждение состава команды,
- утверждение регламент работы,
- следование регламенту работы,
- обсуждение порядка работы в команде.
4. Обсуждение ценностей команды, школы (доверие, уважение, честность, ответственность).
5. Стратегическое планирование (обсуждение перспектив развития школы).
6. Совместное обучение членов команды (корпоративные семинары, корпоративная видеотека, мастер-проекты, самообразование, коллективное обсуждение прочитанных книг).
7. Совместное проведение досуга.
8. Оценка, критика членов команды.
9. Анализ совместной деятельности («разборы полетов»)
- Что планировалось и что получилось?
- В чем расхождение и почему оно возникло?
- Достигнута ли цель?
- Чего не доставало для достижения лучшего результата?
- Что необходимо изменить, чтобы в будущем стало лучше?
Основная характеристика команды - групповая эффективность.
Комплект показателей оценки качества работы управленческой команды МКОУ « Кировская СОШ»
Критерии оценки эффективности работы управленческой команды:
– фактический результат работы команды (результативность и эффективность в краткосрочной перспективе, результативность и эффективность в долгосрочной перспективе);
– состояние группы как союза людей, производящих некоторый продукт;
– воздействие, которое оказывает опыт работы в группе на отдельного человека.
Показатели Содержание показателя
Понимание цели, осознание своей значимости - Члены команды имеют единое представление об общекомандных целях и задачах, перспективах развития.
- Имеется ориентация на общекомандный результат, а не на выполнение отдельных операций участниками команды.
Заинтересованность в достижении командных целей - Каждый член команды имеет личную заинтересованность в достижении командных целей.
- Присутствует эмоциональная и духовная вовлеченность во внутрикомандное взаимодействие.
- Члены команды ответственны за выполнение своих обязательств.
Управление конфликтами - Разъясняются требования к работе.
- Используются координационные механизмы (разработка, уточнение организационных целей).
- Созданы обоснованные системы вознаграждения.
Роли и структура в группе - Четко определена сфера ответственности каждого члена команды.
- Существует строгое разделение функциональных обязанностей.
- Существует сбалансированность ответственности и индивидуального вклада в процесс управления проектом.
Развитие членов команды - Организуются корпоративные встречи для обмена опытом.
- Осуществляется внутрикорпоративное обучение.
- Прохождение курсовой подготовки и переподготовки.
- Презентация после внешних курсов полезных инсайтов с мероприятия членам команды.
- Самообразование членов команды.
Понимание и сотрудничество - Управленческая команда легко собирается вместе.
- Никто не опаздывает.
- Информация внутри команды передается без затруднений и искажений.
- Члены команды достигают консенсуса, согласованности в принятии решений.
Факторы успеха:
Фокус конкуренции ОО
1 группа факторов – самый высокий ранг предпочтений со стороны потребителей/заказчиков ОО – центр фокуса конкуренции;
2 группа факторов – менее значимая – 2 круг ФК;
3 группа факторов – наименее значимая для потребителей/заказчиков ОО – 3-й
внешний круг ФК;
0 - группа факторов не входит в ФК клиентов/потребителей/заказчиков ОО
№ Факторы успеха ОО: Фокус конкуренции ОО:
ДО НО ОО СО Доп
1 факторы, связанные с высокой результативностью основной деятельности: успешные выпускники (адаптация их в новых условиях); высокие результаты ГИА; достижения в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; поступление в Вузы… 0 2 1 1 3
2 факторы, связанные с владением педагогами современными, в т.ч. ИК технологиями: компетентность в новых проектных, исследовательских технологиях; способность к инновациям; роль экспертов в данной технологии; признание в проф. сообществе… 0 1 1 1 1
3 наличие МТБ, обеспечивающей: привлекательность облика ОУ; соблюдение САНПиНов; реализацию требований ФГОС; современные возможности ухода и присмотра, здоровьесохранения и развития детей; возможности освоения передовых технологий для рынка труда; лаборатории, мастерские, кабинеты, спортивный, актовый залы, открытые площадки… 0 1 1 1 1
4 факторы, связанные с образовательным процессом: реализация системнодеятельностного подхода при формировании УУД, метапредметных, личностных, профессиональных компетенций; оптимальное сочетание урочной и внеурочной деятельности, общеобразовательной и профессиональной, урочной и производственной деятельности… 0 1 1 1 2
5 факторы, связанные с информированием и продвижением: корпоративный вебсайт, активность в социальных сетях, СМИ, реклама, PR… 0 2 2 2 2
6 факторы, связанные с личностными особенностями и квалификацией основного персонала ОУ: любовь к детям, терпение, доброжелательность, активность; близость к стандарту учителя, в т.ч. владение инвариантом и вариативом компетенций; … 0 1 1 1 1
7 факторы, связанные с компетентностью и использованием ноу-хау в сфере управления: высокий уровень эффективности управления; инновационная оргструктура; классы переменного состава; активность органов ГОУ; развитое соуправление, самоуправление; развитое волонтерство обучающихся … 0 2 2 2 3
8 имиджевые факторы: наличие имени/товарной марки/бренда на рынке образовательных услуг – учителей, коллектива, профессии, предмета, контингента, в целом организации; положительное общественное мнение, «сарафанное радио»; престижность, традиции ОУ… 0 1 1 1 2
9 устойчивые, конструктивные связи с работодателями, с организациями бизнеса, договора о сотрудничестве, стажировки преподавателей, практика и трудоустройство обучающихся… 0 3 3 2 3
10 большой выбор дополнительных образовательных и досуговых программ, многопрофильность, многоуровневость, в т.ч. для профессионального образования 0 2 2 2 1
11 удобное месторасположение: пешеходная и транспортная доступность (в т.ч. наличие своего транспорта) 0 2 2 2 2
12 широкое взаимодействие, в т.ч. сетевое, с социальными партнерами, опора на их потенциал и развитие сотрудничества; продуктивные межрегиональные, международные связи 0 3 3 3 3
13 возможность и готовность коллектива предоставить образовательные услуги и профессиональную помощь детям, имеющим ОВЗ, реализовать инклюзивное образование, индивидуализацию работы с одаренными, трудными детьми, индивидуальные траектории развития 0 1 1 1 1
14 преемственность между уровнями образования (дошкольное, начальное, основное, среднее, профессиональное, высшее); выпускники возвращаются в свое ОУ 0 1 1 1 3
15 безопасность, здоровьесберегающий характер условий, процесса предоставления образовательных услуг; экология пространства и процесса … 0 1 1 1 1
16 благоприятный психологический климат; атмосфера доверия, сотрудничества педагогов-детей-родителей, Школы – Семьи; толерантность к «иным» 0 1 1 1 1
17 предоставление дополнительных образовательных услуг, значимой помощи семье, родителям, детям 0 2 2 2 2
18 удобный режим работы, наличие ГПД, занятость детей во внеурочной работе 0 1 2 2 2
19 наличие «хобби» у организации, которое формирует «лицо» и стержень развития ОУ: музейная, краеведческая, спортивная, научная, …деятельность 0 2 2 2 2