Здесь гораздо четче, чем в прошлой версии, прописано, что должны знать и уметь дети после четвертого и девятого классов. Именно эти стандарты станут основой конкретных программ для школ и учебных планов, учебников и заданий для ЕГЭ. По идее, качество образования в школах должно стать лучше — ведь учителям даны четкие ориентиры.
Но, оказывается, больше половины российских педагогов уверены: новые ФГОСы никак не изменят качество образования в школах. А большинство родителей и вовсе не знают, что через год школы начнут жить по новым правилам. Об этом говорят результаты исследования экспертов «Актион Образование», которые опросили педагогов, мам и пап в 59 регионах России.
Итак, 55 процентов учителей считают, что ФГОС ни на что не влияют и качество образования после их введения не изменится. Правда, треть все же позитивно оценила новые стандарты, а вот десятая часть опрошенных педагогов опасаются, что обучение может стать даже хуже. Почему так? Эксперты считают, что учителя еще не успели вникнуть в суть документов, хотя подписаны они были еще в июле. Но их нужно изучить досконально, благо время еще есть.
А вот с родителями ситуация вообще «аховая». Выяснилось, что 90 процентов из них не в курсе, что новые стандарты приняты. Поэтому неудивительно, что никак не смогли оценить влияние стандартов на качество обучения 70% опрошенных. Интересно, что пятая часть родителей при этом уверены, что станет только хуже — ответ из серии «не читал, но осуждаю». Лишь 2% верят, что качество обучения по новым стандартам повысится.По сути, о всех изменениях родителям должна сообщать школа — учителя или администрация. Педагоги — участники опроса уверяют: родителям про стандарты рассказывали. Половина — лично на родительских собраниях, а 21 процент учителей отметили, что такая важная информация была размещена на школьном сайте.
— Родители могут отрицать, что им сообщали о новых стандартах, потому что школа неверно выбрала канал общения, — считает эксперт в области образовательного права Анна Рыжкова. — Во всяком случае, школьный сайт — совсем не тот источник: туда заходят единицы пап и мам. Как правило, всю информацию они стремятся получить в соцсетях и мессенджерах. Да и родительских собраний из-за коронавируса стало меньше. Даже в онлайн выходят далеко не все.
А еще, по мнению эксперта, некоторые педагоги могут считать, что стандарты — забота исключительно учителей. И нечего обсуждать это с родителями. Опрос подтверждает: треть педагогов ничего не рассказывали родителям о новых ФГОС. В корне неверная позиция.
Вообще, понимают ли в семьях школьников, что такое образовательные стандарты и что они регулируют? Исследование показало: в теме — только половина.
А вот 14 процентов родителей, например, считают, что в стандартах прописан перечень одобренных учебников, по которым должны учить детей.
Еще два процента путают стандарты с особенностями приема детей в школу и со школьным уставом, где прописаны правила поведения, возможность введения формы и пр. Треть родителей признались, что не знают, о чем вообще идет речь.
Откуда такая неразбериха? По мнению экспертов, причина как раз в том, что пока сами учителя не разобрались в сути грядущих изменений и не могут разъяснить ее родителям. А ведь именно им в первую очередь важно, что конкретно изменится в жизни ребенка, чему будут учить и как.